Новости
11 апреля 2018, 17:05

Цитра, гусли и гармонь — новые поступления в фонды Исторического музея

На днях фонды Исторического музея пополнились интересной коллекцией музыкальных инструментов, без которых в первой половине XX века не обходился ни один народный праздник. Это старые гармоники, баян, балалайка, труба и более редкие, непривычные для нас инструменты — кобза, цитра и удмуртские ритуальные гусли быд?ым крезь.

На экспертной фондово-закупочной комиссии было сказано, что эта коллекция, безусловно, представляет интерес для музея, существенно пополнит его фонды и позволит представить на самых разных выставках музея музыкальную культуру края. Само развитие музыкальных инструментов (степень их популярности, усложнение или упрощение конструкции) ярко отражает тенденции развития эпохи и территории их бытования и может стать темой для специальных выставок и музейных занятий.

Вот гармоники ручной работы. На иных указаны имена изготовивших их мастеров — одна из них сделана в апреле 1917 года. Страна на переломе, а мастер Сережкин преспокойно доделывает трехрядную гармонику и не знает еще, в чьих руках она запоет, в чей стан попадет — к революционным матросам или в тачанку махновцев-анархистов. Всего же коллекция гармоник, поступивших в музей, включает в себя две вятские (тальянки), петербургскую, елецкую рояльную, хромку, венскую, хроматическую гармонь (баян). Все они, кроме хромки, кустарного изготовления, все датируются первой половиной XX века.

В коллекции имеется три образца цитр, изготовленных в Пруссии и Саксонии в конце XIX — начале XX века. Скорее всего, их сюда привезли в годы войны поволжские немцы, которых депортировали в Еманжелинск и Челябинск. Там, на шахтах и на строительстве металлургического комбината, их было особенно много — спецпереселенцев с немецкими фамилиями.

Вот украинская кобза конструкции Н. А. Прокопенко. Она была воссоздана по изображениям, описаниям и этнографическим образцам. Изготовлена в конце 70-х годов — в той еще, советской, Луганской области, жителям которой сегодня совсем не до песен. Такие музыкальные инструменты никогда не выпускались в промышленных масштабах и существуют в единичных экземплярах. Но для Исторического музея и этот инструмент не чужой, поскольку украинский этнос с XVIII века входит в число наиболее многочисленных этнических групп региона.

Традиционные удмуртские гусли — быд?ым крезь. Родовые моления, религиозные обряды и племенные выборы проходили под аккомпанемент быд?ым крезя. Этот музыкальный инструмент будет желанным экспонатом на любой этнографической выставке, посвященной традиционной культуре народов Урало-Поволжья, а также в тематических проектах музея, посвященных религиозной культуре региона.

Словом, каждый инструмент в этой коллекции достоин отдельной и подробной истории, поскольку в них — живой голос ушедшей эпохи, который порой остро перекликается с событиями дней сегодняшних.

Текст: Юрий Богатенков

Фото: Александр Глебов

comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg